Главная --> "Документ недели"
Документ недели. Текст документа предоставлен  Консультант Плюс. СПС КонультантПлюс - самые полные справочно-правовые системы

04.01.2023

При подготовке материала использовались
справочно-правовые системы "Консультант Плюс"

Письмо Минобрнауки России от 13.12.2022 N МН-6/1873

     Подготовлены методические рекомендации по повышению эффективности процесса раннего выявления буллинга в среде обучающихся.

   В пособии имеются необходимые материалы в виде диагностического комплекса, отдельных упражнений, технологии гармонизации взаимоотношений в группе, а также психологической картины буллинга и вопросов правового регулирования противодействия этому явлению.

   Ниже приведем текст рекомендаций:

   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, КУРИРУЮЩИХ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ С МОЛОДЕЖЬЮ, ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА (ТРАВЛИ) СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

   ВВЕДЕНИЕ

   Методические рекомендации по профилактике буллинга среди обучающихся в образовательных организациях высшего образования разработаны на основе длительных исследований данной проблемы как отечественными, так и зарубежными специалистами, включая собственный опыт исследований и практической работы с жертвами и преследователями в образовательных учреждениях. Необходимо отметить, что, несмотря на разную этиологию и объемы данной проблемы в конкретных организациях, ее решение требует комплексного подхода с привлечением специалистов разных областей – социальной психологии, социальной педагогики, медицины, управления и пр. Авторы рассмотрели буллинг как комплексную проблему, являющуюся своеобразным эффектом социальных, педагогических, личностных, правовых деструкций. Поэтому методические рекомендации включают вопросы социально-психологической характеристики этого явления, его социально- ролевой определенности и реализующейся в групповых и межличностных отношениях. Отдельное место уделено правовым вопросам противодействия буллингу в Российской Федерации, рассмотрены меры юридической ответственности за травлю. В рекомендациях раскрыты психологические портреты участников буллинга, позволяющие прогнозировать их проявления в межличностных отношениях обучающихся и субъектов образования в целом. Поэтому отдельное внимание уделено определению потенциала формирования буллинга и комплекса профилактических мер, предлагаемых для использования сотрудниками образовательных организаций, курирующих воспитательную работу в них. Соответственно, рекомендации содержат конкретные меры по выявлению, противодействию распространению и психологической коррекции последствий буллинга среди обучающихся и профилактической работе в студенческих группах. Необходимо отметить, что предлагаемые методы и подходы имеют научное содержание и апробированы в конкретных условиях деятельности в психологических службах высшего образования. Вместе с тем, их использование в каждом конкретном случае может стать важным опытом, который поможет совершенствовать систему профилактики.

   I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БУЛЛИНГА

   Актуальная для российских образовательных практик задача создания и поддержания безопасной среды предполагает изучение различных аспектов отношений между участниками образовательного процесса в высших образовательных организациях, которые могут выступать в качестве источника поддержки или угрозы и оказывать влияние на фоновое переживание безопасности/небезопасности образовательной среды. Одним из вариантов трудной жизненной ситуации выступает феномен буллинга, который является весомым, но мало отрефлексированным фактором переживания образовательной организации высшего образования (далее – ООВО) как небезопасной среды. Буллинг (от анг. bullying – запугивание, издевательство, травля) – повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Первые исследования буллинга, проводимые психологами и педагогами, начались в Норвегии и Швеции (Д. Лэйн, Д. Oлвеус) еще в 70-х гг. XX в. Данное явление изучается учеными из Великобритании, Австралии, Канады и Америки, раскрывающими особенности решения проблемы буллинга в школьной среде (Ch.E. Sanders, G.D. Phye, D. Thompson, S. Sharp, T. Arora, P.K. Smith, C.L. Cooper, Ch. Rayner, H. Hoel, K. Rigby, P.R. Peyton, N. Tehani, K. Conn, D.L. Espelage, S.M. Swearer и др.). Норвежский исследователь буллинга Д. Олвеус1 определяет его как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда

   1 См.: Olweus D. Aggression in the schools: Bullies and whipping boys. Washington, DC: Hemisphere (Wiley). 1978. 160–183; Olweus D. Stability of aggressive reaction patterns in males: A review. Psychologi-cal Bulletin. 1979. 86. 852–875; Olweus D. Aggression and peer acceptance in adolescent boys: Two short-term lon-gitudinal studies of ratings.Childdevelopment, 1977. 48. 1301– 1313.

   или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений». Российские исследователи рассматривают понятие «бyллинг» как: «запугивание, физический или психологический террор, который может быть направлен на подчинение одного человека другому и на то, чтобы вызвать у другого страх»1; «школьную травлю» (school bullying), включающую в себя совокупность социальных, психологических и педагогических проблем, затрагивающих процесс продолжительного физического или психического насилия со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не может защитить себя в данной ситуации2; психологическую, физическую или психологическую агрессию (нападение) с целью нанести вред жертве, запугать ее и/или стрессировать3; форму межличностного взаимодействия, где один человек выступает в роли обидчика, а другой – в роли жертвы, которая длительно и систематично подвергается физическому и/или психологическому насилию4; стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени встречается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей, обладающих большей властью (силой)5; продолжительное сознательное насилие, которое не является самозащитой и исходит от одного или нескольких человек (И. Бердышев)6.

   1 Кoн И.П. Чтo такoe бyллинг и как с ним бoрoться // Сeмья и шкoла. 2006. No11. С. 15– 18. 2 См.: Маланцeва O.Д. «Бyллинг» в шкoле. Чтo мы мoжeм сдeлать? // Сoциaльнaя пeдaгoгикa. 2007. No 4. С. 90–92.

   3 См.: Ушакoва E.Н. Бyллинг – нoвый тeрмин для старoгo явлeния // Дирeктoр шкoлы. 2009. No 6. C. 84–87.

   4 См.: Мeрцалoва Т. Наcилиe в шкoлe: чтo прoтивoпoставить жестoкoсти и агреccии? // Дирeктoр шкoлы. 2000. No 3. С. 25–32.

   5 См.: Глазман O.Л. Психoлoгичeскиe oсoбeннoсти участникoв буллинга // Изв. Рoс. гoс. пед. ун-та имени А.И. Гeрцeна. 2009. No 105. С. 159–165.

   6 См.: Бeрдышeв И. Лeкарствo прoтив нeнависти // Первое сентября. 2005. No 18. С. 3.

   Таким образом, обобщенное определение буллинга в отечественной психолого-педагогической науке сводится в первую очередь к умышленному, не носящему характера самозащиты и не санкционированному нормативно- правовыми актами государства поведению. Во вторую очередь – к длительному (повторяющемуся) физическому или психологическому насилию со стороны индивида или группы, имеющих определенные преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно индивида, которое «происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, желание занять лидерскую позицию)»1. Из анализа предложенных учеными определений можно выделить следующие особенности буллинга2: буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой – пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц; буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью; буллинг подрывает уверенность пострадавшего в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство; буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит; буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям. 1 Сeливанoва O.А., Шевцова Т.С. Прoфилактика агрeссивнoсти и жестoкocти в oбразoвательнoм учреждении: мoнoграфия. Тюмень: Изд-воТюмен. гoс. ун-та, 2011. С. 79. 2 См.: Методические рекомендации по профилактике буллинга в общеобразовательной организации / отв. ред. С.К. Погребная, Т.Н. Чиркова, А.А. Бзыкова и др. Краснодар, 2020. С. 4.

   Однако анализ студенческих форумов1 позволяет определить специфику данного явления. Буллинг приобретает вид травли, где в роли буллера выступает преподаватель, а студент-первокурсник превращается в объект для насмешек. По мнению самих участников форумов, «активно травят первогодок молодые преподаватели, пытаясь либо самоутвердиться за их счет, либо показать свою значимость». Таким образом, буллинг (травля) в ООВО – это хронический конфликт, при котором существуют устойчивые роли преследователя и жертвы. В таких случаях имеет место преднамеренное, повторяющееся агрессивное поведение отдельных преподавателей в отношении студентов, включающее неравенство власти и социального статуса. Система проявления буллинга объединяет большие категории2: первая категория – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения; вторая категория – проявления, связанные с сознательной изоляцией, исключением пострадавших из группы. Активные формы унижения в свою очередь включают физический буллинг (умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, действия сексуального характера и др.) и психологический (словесные оскорбления, угрозы, преследование, запугивание). Часто это обидное имя, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов, обидные жесты, изоляция, вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть), действия с имуществом (воровство, грабеж, прятанье личных вещей жертвы). Спецификой буллинга в ООВО, по высказываниям участников форумов, является и то, что устоявшаяся в педагогике и психологии категоризация данного явления исключает физический буллинг и ограничивается насмешками,

   1 См.: URL: https://www.woman.ru/psycho/medley6/thread/5204397/, https://styler.rbc.ua/ rus/zhizn/istorii-studentov-medikov-korruptsii-bullinge-1542019110.html, https://vk.com/liga_ forum, https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/01/27/konsultatsiya-dlya- studentov-na-temu-bulling-v-0

   2 См.: Методические рекомендации по профилактике буллинга в общеобразовательной организации. С. 5.

   «награждением неприятных прозвищ», прямыми оскорблениями. Обсуждению подвергались и проблемы игнорирования студентов и задаваемых ими вопросов. Таким образом, чаще всего в ООВО применяется именно буллинг психологический, т.е. воздействие на психику путем словесных высказываний/воздержания от них, чем умышленно причиняются эмоциональные страдания.  

  



   Полный текст документа можно найти в следующих справочно-правовых системах "Консультант Плюс":

    Вы можете БЕСПЛАТНО отправить запрос

  • на полный текст этого документа
  • на покупку или демоверсию любой из вышеперечисленных систем "КонсультантПлюс" (в составе которой будет и этот нормативный документ)

Заполнить Форму запроса

 
·
Архив 2023
N 1



· Дополнительная информация о документе:
  • Официально опубликован:
    - На 04.01.2023 - официально опубликован не был
  • Вступление в силу:
    - документ носит информационный характер.
  • Включен в системы Консультант Плюс:
    - 10.01.2023.
· В СПС "Консультант Плюс" (*) можно найти документ за 15-20 секунд. Для этого :
  • В "Карточке поиска" в поле "Номер" наберите МН-6/1873, в поле "Дата" наберите 13.12.2022 и нажмите ENTER
  • Откройте текст документа

· В СПС "Консультант Плюс" (*) легко найти всю дополнительную информацию по этому документу:
· Мы поможем Вам :
  • Научиться работать с правовыми системами

  • Выбрать и приобрести наиболее сбалансированный комплект СПС "Консультант Плюс"
· Звоните +7 926 926-24-28
(круглосуточно)




Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 2004-23 Pravinfo
Телефон: (495) 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"