Главная --> "Документ недели"
Документ недели. Текст документа предоставлен  Консультант Плюс. СПС КонультантПлюс - самые полные справочно-правовые системы

20.07.2022

При подготовке материала использовались
справочно-правовые системы "Консультант Плюс"

Методические рекомендации "Методика оценки риска развития нарушения зрения и прогрессирования нарушений зрения под воздействием факторов среды образовательных организаций"

     Разработаны методические рекомендации по оценке риска развития нарушения зрения и прогрессирования нарушений зрения у обучающихся под воздействием факторов среды образовательных организаций.

   Рекомендации содержат материалы по оценке риска развития нарушения зрения и прогрессирования нарушений зрения у обучающихся под воздействием факторов среды образовательных организаций, а также профилактические технологии по предупреждению развития нарушений зрения.

   Они предназначены для врачей и среднего медицинского персонала отделений медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, для руководителей образовательных организаций, педагогов.

   Ниже приведем текст рекомендаций:

   Методические рекомендации "Методика оценки риска развития нарушения зрения и прогрессирования нарушений зрения под воздействием факторов среды образовательных организаций"

   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

     Методические рекомендации разработаны: д.м.н., профессор Фисенко А.П., к.м.н., доцент Вершинина М.Г., д.м.н., доцент Шубочкина Е.И., д.м.н., профессор Храмцов П.И., к.б.н. Вятлева О.А. (ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России; НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков), д.м.н. Блинова Е.Г. (ГБОУ ВО "Омский государственный медицинский университет" Минздрава России), д.м.н. Молдованов В.В. (ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве"), д.м.н. Иванов В.Ю. (Филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" на транспорте во Внуково), Айзятова М.В. (Филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в СВАО) Методические рекомендации содержат материалы по оценке риска развития нарушения зрения и прогрессирования нарушений зрения у обучающихся под воздействием факторов среды образовательных организаций, а также профилактические технологии по предупреждению развития нарушений зрения и предназначены для врачей и среднего медицинского персонала отделений медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, для руководителей образовательных организаций, педагогов.

     Введение

   ВОЗ опубликовала первый Всемирный доклад о проблемах зрения в 2021 году, в котором указано, что "во всем мире насчитывается не менее 2,2 миллиарда случаев нарушения зрения или слепоты, причем более 1 миллиарда из них являются следствием отсутствия профилактики или лечения". <1> Среди факторов, влияющих на наиболее распространенные заболевания глаз - миопию (близорукость), указаны следующие: "слишком много времени, проводимого в помещении, и большие зрительные нагрузки, связанные с взаимодействием с близко расположенными предметами, приводят к развитию близорукости. Увеличение количества времени, проводимого на открытом воздухе, может снизить этот риск".

   Федеральный закон N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определяет благоприятные условия жизнедеятельности человека как "состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия)". Обеспечить такие условия в образовательных организациях для детей и подростков является важной государственной задачей. Данные официальной статистики о заболеваемости детей 0 - 14 лет указывают на сохранение тенденций роста случаев первичной заболеваемости миопией с 953,5 случаев до 1019,5 случаев на 100 тыс. в Российской Федерации в 2019 году по сравнению с 2018 годом [1]. Показатели первичной заболеваемости подростков 15 - 17 лет за этот период также характеризуются ростом миопии с 2181,6 на 100 тыс. в 2018 году до 2382,9 в 2019 году [2]. Такие тенденции по данным статистики отмечаются с 2000 года. Так, общая заболеваемость увеличилась на 35,8%, болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани - в 1,6 раза, болезней глаза и его придаточного аппарата - в 1,4 раза. Динамика впервые зарегистрированной заболеваемости подростков 15 - 17 лет за период с 2000 г. по 2017 г. выросла на 35%, болезней глаза и его придаточного аппарата в 1,4 раза [3]. Выборочные исследования на региональном уровне результатов диспансеризации детей дошкольно-школьного возраста показали изменения структуры патологической пораженности с увеличением возраста. У детей 5 - 9 лет болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани составили 27,1%, опережая болезни органов дыхания (22,3%), органов пищеварения (11,1%,) болезни кожи (9,7%). В возрасте 10 - 14 лет в структуре патологической пораженности наибольший удельный вес приходится на болезни глаза и его придаточного аппарата - 24,1%, болезни органов дыхания - 22,9%, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 21,7% [4]. Большинство заболеваний относятся к школьно-обусловленным, частота которых увеличивается за время обучения в школе (функциональные нарушения костно-мышечной системы, системы кровообращения, органа зрения, нервно-психические расстройства, заболевания органов пищеварения). Это связывается с влиянием различных факторов риска образовательной среды: несоответствующие гигиеническим требованиям условия обучения и воспитания, высокие учебные нагрузки, нездоровое питание, несоответствующий образ жизни, дефицит двигательной активности [5 - 8]. Образовательная среда - один из основных факторов, продолжительно влияющих на формирование здоровья обучающихся. Ухудшение условий учебной деятельности создает потенциальные и реальные риски ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Закономерно, что в ежегодных Государственных докладах о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации большое внимание уделяется условиям обучения и воспитания в дошкольных и школьных организациях, колледжах профессионального образования. Приводятся данные распространенности нарушений санитарно-гигиенических нормативов, установленных для безопасных условий обучения и выявляемых при проверках, проводимых санитарной службой. По данным Государственного доклада "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2019 году" не соответствовали росто-возрастным особенностям детей отдельные рабочие места в более 20% образовательных организаций в 11 субъектах Российской Федерации, уровни освещенности, не соответствующие нормативным требованиям, зарегистрированы в более 20% образовательных организаций в 10 субъектах Российской Федерации, не соответствуют требованиям параметры микроклимата в более 20% организаций в 8 субъектах. Уровни электромагнитного излучения, не соответствующие нормативным требованиям, зарегистрированы в более 10% образовательных организаций Омской области (20,8%), Ханты-Мансийского автономного округа (18,7%), Костромской области (18,1%), Республики Карелия (18,0%), Свердловской области (14,2%), Республики Башкортостан (11,7%) и Белгородской области (10,1%). <2>

   <2> Государственный доклад. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2019 году: - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2020: - с. 86.

     Создание в образовательных организациях оптимальных микроклиматических условий, благоприятной визуальной среды, обеспечение обучающихся рабочими местами в соответствии с росто-возрастными особенностями являются важными мерами по сохранению и укреплению их здоровья. Это позволяет снизить возможные риски здоровью, в том числе риски нарушения зрения, связанные с особенностями образовательной деятельности и условиями школьной среды.

     I. Факторы риска развития нарушений зрения и его прогрессирования у обучающихся в образовательных организациях

     Исследования, выполненные в последние годы, связывают негативные тенденции состояния зрения у детей и подростков с изменением условий обучения, а именно с подачей учебной информации на цифровых носителях. Оценка структуры хронических заболеваний у подростков на региональном уровне показывает возможность такой связи, особенно учитывая изменение образа жизни интенсивных пользователей электронных средств обучения (ЭСО): патология органов зрения (с преобладанием миопии) занимает второе место после заболеваний желудочно-кишечного тракта, третье место занимают болезни костно-мышечной системы, далее ожирение [9]. Отмечено влияние использования цифровых технологий на формирование заболеваний глаза и его придаточного аппарата у школьников 1 - 11-х классов, установленное при клинической диагностике нарушений зрения (авторефрактометрия, визометрия, непрямая офтальмоскопия). Показано достоверное увеличение использования ЭСО от первого к пятому классу, и, особенно значительно, в старших классах (в 2,7 раза по сравнению с 1 классом). За период школьного обучения частота гиперметропии однонаправленно снижалась при росте числа детей с миопией в 2,1 раза. Установлено, что риск развития миопии увеличивается в 1,8 раза (OR = 1,8; 95% CI: 1,21 - 3,61; p < 0,05) при использовании цифровых устройств 6 часов и более в течение дня. Авторы делают обоснованные выводы, что длительное использование различных цифровых устройств следует рассматривать как один из факторов риска развития нарушений зрения у обучающихся [10]. Оценивалась динамика состояния органа зрения, начиная с дошкольного возраста, по данным медицинских карт. У дошкольников нарушения зрения составляли 14,8%, чаще имел место астигматизм (18 детей из 29 обследованных), а затем миопия (5 детей). Среди обучающихся 2 - 4-х классов нарушения зрения составляли 27,7%, в 5 - 11 классах - 43,4%. При этом у 70% младших школьников продолжительность работы за компьютером составляла не более 1 часа 15 мин в день, у обучающихся средней школы - 3,5 часа с использованием различных гаджетов, включая время поиска информации и досуга в Интернете. Авторы обосновывают рост нарушений зрения негативным влиянием зрительной нагрузки при использовании ЭСО и Интернета, превышающей рекомендованные нормы [11]. Неблагоприятное влияние ЭСО на зрение школьников при обучении и коммуникации вне учебной деятельности подтверждается также зарубежными исследованиями. В исследовании 7680 детей 5 - 16 лет установлено, что при пользовании компьютером возрастает риск развития миопии (OR = 1,17; 95% CI: 1,03 - 1,32; p = 0,015), в том числе сильной (<= 6 D) миопии (OR = 2,31; 95% CI: 1,17 - 4,57; p = 0.016) [12]. Выявлена зависимость между частотой миопии и длительностью игры на компьютере и смартфоне. Риск миопии отмечался у детей, которые играли на компьютере 1 - 4 часа в неделю (OR = 4,5; 95% CI: 2,33 - 8,98; p < 0.001) и возрастал при увеличении этого времени более 4 часов в неделю (OR = 8,1; 95% CI: 4,05 - 16,2; p < 0,001) [13]. По данным исследования 2238 подростков 12 - 15 лет риск развития миопии возрастал при увеличении времени использования компьютера до 4,9 +/- 6,5 ч в неделю (в сравнении с 4,3 +/- 6,4 ч в неделю) (OR = 1,02; 95% CI: 1,00 - 1,04; p = 0,022) [14]. Анализ данных 19934 детей 10 лет показал, что частота миопии связана с использованием компьютера более 60 мин в день (p = 0,011), а также смартфона (p = 0,001) [15]. У детей с миопией как до, так и через 4 года после ее появления, время, проведенное у экрана компьютера, было на 0,7 - 1,6 часа выше, чем у детей с нормальным зрением (p < 0,05) [16]. По данным исследования 7497 детей 5 - 7 лет частота встречаемости миопии возрастает при увеличении нагрузок в ближнем поле зрения (чтение книг, письмо, использование гаджетов). Риск миопии, связанный с использованием смартфона и планшета, отмечен лишь у детей 7 - лет (OR = 1,28; 95% CI: 1.13 - 1,44), которые в отличие от младших детей более интенсивно используют гаджеты [17]. В отдельных исследованиях не подтверждена связь между длительностью использования экрана у детей 8 - 9 лет и появлением миопии в будущем, [18], а также влияние пользования экрана на развитие миопии у детей 5 - 15 лет [19 - 22]. Метаанализ современных исследований, посвященных влиянию использования компьютера и других гаджетов на развитие миопии у детей и подростков, свидетельствует о необходимости проведения дальнейших исследований [23, 24]. Неблагоприятное влияние экрана компьютера на орган зрения связано с характером предъявляемой информации [25]. Оно определяется следующими особенностями: 1) Изображение на экране светящееся, яркое, причем в спектре свечения экрана повышена доля синего компонента. 2) Экранное изображение состоит из отдельных точек (пикселей), не имеет четких границ и необходимой контрастности, что при пользовании смартфонами усугубляется малыми размерами изображения. 3) Гладкая поверхность экрана при недостаточно отрегулированной освещенности рабочего места может создавать блики, затрудняющие восприятие текста. 4) Длительная работа с экраном компьютера ведет к недостаточному увлажнению глаз и развитию синдрома "сухого глаза". 5) При работе на компьютере необходимо постоянно перемещать взгляд с экрана на клавиатуру и обратно, что способствует повышенному утомлению глазных мышц. 6) При использовании гаджетов (смартфона, планшета, ноутбука) у детей возрастают зрительные нагрузки в ближнем поле зрения, которые способствуют развитию близорукости. В настоящее время описаны различные жалобы, связанные с работой за экраном компьютера: напряжение и усталость, раздражение, жжение, покраснение, сухость глаз и др. [26]. Дистанционное обучение школьников в период новой коронавирусной инфекции COVID-19 способствовало увеличению времени использования компьютерных образовательных технологий. По данным анкетирования, проведенного сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России в апреле - мае 2020 г., почти половина (46,7%) обучающихся из разных регионов России, стали больше времени проводить с использованием компьютера или смартфона на уроках в образовательных организациях и при выполнении домашних заданий, 35,6% - общаться в социальных сетях. Длительное время за экраном компьютера или смартфона приводит к снижению физической активности обучающихся. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 30,7% респондентов отметили жалобы на состояние зрения [27]. По данным иностранных авторов более 60% старшеклассников проводили за компьютером свыше 6 ч в день, включая онлайн-уроки, выполнение домашнего задания на образовательных онлайн-платформах и досуговое время [28]. В этих условиях жалобы на изменения со стороны органов зрения после онлайн-уроков отметили 47% старшеклассников. Сопутствующими жалобами при длительном использовании ЭСО были мышечные боли в шее, спине и кистях рук. Следствием домашнего обучения может быть развитие и/или обострение близорукости в связи с продолжительностью и интенсивностью работы на близком расстоянии (чтение и письмо) и недостаточным временем, проведенным на открытом воздухе. Факторами, определяющими взаимосвязь между временем, проведенным на открытом воздухе и близорукостью, являются яркость и хроматический спектр света, периферическая расфокусировка взора и циркадианные ритмы [29].

     II. Методика оценки риска развития нарушений зрения и его прогрессирования у обучающихся образовательных организаций

     Для оценки риска нарушения зрения и его прогрессирования используются современные методы доказательной медицины [29]. В соответствии с положениями доказательной медицины риск - это ожидаемая вероятность (частота) события (заболевания), возникающая от заданного воздействия фактора. Количественно риск выражается величиной от нуля (отражающего уверенность в том, что заболевания не будет) до 1 (отражающего уверенность в том, что заболевание возникнет), либо от 0% до 100%. Фактор риска - внешнее воздействие или особенности организма, приводящие к увеличению вероятности возникновения заболевания. Фактор риска не всегда служит причиной заболевания, он может оказаться "меткой" или косвенным маркером исхода, благодаря связи с одним или несколькими причинными факторами, т.е. находится под влиянием причинного фактора. Исход - клинически значимое явление или признак, который служит объектом интереса исследователя. При проведении клинических испытаний исходы служат критериями оценки эффективности лечебного или профилактического воздействия. Абсолютный риск (AR) - доля больных от общего объема группы. Может вычисляться как для экспонируемых (подвергающихся воздействию фактора), так и для не экспонируемых лиц. Выражает риск развитие заболевания при наличии (или отсутствии) фактора, соответствует распространенности заболеваний. Относительный риск (RR) - отношение частоты наблюдаемого исхода у лиц, подвергавшихся и не подвергавшихся воздействию факторов риска. Данный показатель отражает силу связи между воздействием и заболеванием. При RR > 1 вероятность развития неблагоприятного исхода в основной группе выше, а при RR < 1 - ниже, чем в контрольной. Доверительный интервал (CI) - диапазон колебаний истинных значений в популяции. Величины, полученные в исследованиях на отдельной выборке, отличаются от истинных величин в популяции вследствие влияния случайности. 95% CI означает, что 95% измерений, полученных в исследованиях с такими же размерами выборки и структурой, лежат в пределах рассчитанного интервала. Доверительные интервалы позволяют установить, соответствует ли данный диапазон значений представлениям исследователя (врача) о клинической значимости эффекта и каких результатов можно ожидать, применив описанную методику на сходной группе больных. Отношение шансов (OR) - статистический показатель, позволяющий описать в численном выражении то, насколько отсутствие или наличие определенного исхода связано с присутствием или отсутствием определенного фактора в конкретной статистической группе. Этиологическая доля (EF) - показатель удельного веса случаев заболевания под влиянием оцениваемого фактора риска в общем количестве случаев заболеваний основной группы. Для расчета рисков используется таблица сопряженности (табл. 1).  

        

  



   Полный текст документа можно найти в следующих справочно-правовых системах "Консультант Плюс":

    Вы можете БЕСПЛАТНО отправить запрос

  • на полный текст этого документа
  • на покупку или демоверсию любой из вышеперечисленных систем "КонсультантПлюс" (в составе которой будет и этот нормативный документ)

Заполнить Форму запроса

 
·
Архив 2022
N 28



· Дополнительная информация о документе:
  • Официально опубликован:
    - На 20.07.2022 - официально опубликован не был.
  • Вступление в силу:
    - Документ носит методический характер.
  • Включен в системы Консультант Плюс:
    - 28.06.2022.
· В СПС "Консультант Плюс" (*) можно найти документ за 15-20 секунд. Для этого :
  • В "Карточке поиска" в поле "Название" наберите Методика оценки риска развития нарушения зрения, нажмите ENTER
  • Откройте текст документа

· В СПС "Консультант Плюс" (*) легко найти всю дополнительную информацию по этому документу:
· Мы поможем Вам :
  • Научиться работать с правовыми системами

  • Выбрать и приобрести наиболее сбалансированный комплект СПС "Консультант Плюс"
· Звоните +7 926 926-24-28
(круглосуточно)




Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 2004-22 Pravinfo
Телефон: (495) 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"