Главная --> "Документ недели"
Документ недели. Текст документа предоставлен  Консультант Плюс. СПС КонультантПлюс - самые полные справочно-правовые системы

09.02.2022

При подготовке материала использовались
справочно-правовые системы "Консультант Плюс"

Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

     Рекомендован порядок организации и проведения мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах и ЧС.

   Методические рекомендации определяют основные принципы создания формирований охраны общественного порядка, комплектования, оснащения и подготовки личного состава, а также порядок организации проведения и обеспечения мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в указанных районах.

   Ниже - текст рекомендаций:

   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РАЙОНАХ, ПОСТРАДАВШИХ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ, А ТАКЖЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

     1. Общие положения

     Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - Методические рекомендации), рекомендовано использовать должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

   Методические рекомендации определяют основные принципы создания формирований охраны общественного порядка, комплектования, оснащения и подготовки личного состава формирований, а также организацию проведения и обеспечения мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

   Методические рекомендации согласованы с МВД России (исх. от 14.12.2021 N 1/14171) и Росгвардией (исх. от 27.12.2021 N 5/1-2999).

     2. Задачи, принципы, перечень мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка

     Задача по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, определена Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне". Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании и организации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации". Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: создание сил охраны общественного порядка, их подготовка, а также оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны; восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны; охрана объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, органами внутренних дел (полицией <1>), и принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

   <1> Пункт 25 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

     При этом задачи по обеспечению безопасности дорожного движения и охране объектов, подлежащих обязательной охране национальной гвардии Российской Федерации, органами внутренних дел (полицией), и принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра, возложены на МВД России и войска национальной гвардии Российской Федерации (Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"). В целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями могут создаваться нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (команды охраны общественного порядка и группы охраны общественного порядка) <2>.

   <2> Приложение N 1 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденному приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701.

     Команды охраны общественного порядка и группы охраны общественного порядка органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее - команды и группы ООП) выполняют свои функции во взаимодействии с подразделениями (органами) МВД России, Росгвардии, а также другими участниками обеспечения правопорядка. В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации <3> к участию в обеспечении правопорядка могут также привлекаться:

   <3> Пункты 21.18, 21.31, 37.7 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"; статья 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", статьи 2, 3 и 5 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", статья 8 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".

     военная полиция; российское казачество; представители общественных объединений правоохранительной направленности; работники частных охранных организаций, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, не являющихся федеральными органами исполнительной власти; граждане Российской Федерации. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов <4>.

   <4> Федеральный закон от 2 апреля 2004 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".

     Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается <4>. Основными принципами деятельности команд и групп ООП при выполнении задач в соответствии с предназначением являются: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (личному составу формирований запрещается прибегать к насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению); законность (всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан допустимо только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации); взаимодействие с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также недопустимость подмены полномочий этих органов.

     3. Цель создания команд и групп ООП и основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

     Команды и группы ООП создаются в целях решения задачи в области охраны общественного порядка и предназначены для проведения мероприятий по ее реализации, а также всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований в военное время.

   Команды и группы ООП входят в состав сил гражданской обороны и по решению руководителей гражданской обороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, в соответствии с предложениями соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности могут привлекаться к участию в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время.

     4. Порядок создания команд и групп ООП, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны

     Команды и группы ООП создаются на нештатной основе: в субъектах Российской Федерации - по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в муниципальных образованиях - по решению органов местного самоуправления; в организациях - по решению руководителя организации. Команды и группы ООП субъекта Российской Федерации и муниципального образования применяются для выполнения мероприятий в интересах создающих их органов. Команды и группы ООП организации являются объектовыми и предназначены для выполнения мероприятий на территории организации, которая их создает. Территориальные и объектовые команды и группы ООП осуществляют свою деятельность во взаимодействии с силами гражданской обороны МВД России (нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны и силы охраны общественного порядка) <5>.

   <5> Приказ МВД России от 6 октября 2008 г. N 861 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России".

     Количество команд и групп ООП, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, определяется на основании расчета объема и характера задач, выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) <6>.

   <6> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации".

     К организациям, создающим команды и группы ООП, относятся организации, отнесенные в соответствии с Правилами отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 N 804. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий самостоятельно определяют организации, создающие команды и группы ООП <7>.

   <7> Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 "Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне".

     Кроме личного состава, участвующего непосредственно в охране общественного порядка, в состав команд и групп ООП рекомендуется включение управленческого звена - командиров команд (групп). В ряде случаев эти должности могут быть совмещены с выполнением других функциональных обязанностей. Для обеспечения перевозки личного состава формирования в его состав уместно включить автотранспортные средства. Количество команд и групп ООП определяется с учетом особенностей производственной деятельности организаций в военное и мирное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материальных и технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования. Количество команд и групп ООП, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, определяется на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач.  

   5. Порядок взаимодействия команд и групп ООП с правоохранительными органами при выполнении задач

     При проведении мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, осуществляется взаимодействие команд и групп ООП с подразделениями (органами) МВД России, Росгвардии, а также другими участниками обеспечения правопорядка по вопросам: выделения сил и средств для совместной охраны общественного порядка и сохранности материальных и культурных ценностей; определения зон опасностей (возможных опасностей) и сроков завершения эвакуации из указанных зон; использования транспортных коммуникаций и транспортных средств; взаимного информирования об изменениях в обстановке и решаемых задачах.

     6. Порядок комплектования команд и групп ООП

     Личный состав команд и групп ООП комплектуется за счет численности работников органов и организаций, продолжающих работу в военное время, не подлежащих мобилизации. В состав формирований рекомендуются к зачислению граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 65 лет, женщины в возрасте от 18 до 60 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин или мужчин, имеющих детей в возрасте до 14 лет и являющихся единственным родителем или опекуном для ребенка, лиц, состоящих на учете в психоневрологическом медицинском учреждении.

     7. Порядок обеспечения и оснащения команд и групп ООП материально-техническими средствами

     Финансирование команд и групп ООП общественного порядка осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения команд и групп ООП, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и их применению осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств". Оснащение формирований осуществляется за счет техники и специального имущества, имеющихся в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, а при их отсутствии или недостаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других органов и организаций. Закрепление за формированиями техники и специального имущества других органов и организаций производится на договорной основе. Основными видами специального имущества команд и групп ООП являются: средства индивидуальной защиты; медицинские средства индивидуальной защиты; средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля; средства связи и оповещения. Примерное оснащение команд и групп ООП представлено в таблице 1.    

  



   Полный текст документа можно найти в следующих справочно-правовых системах "Консультант Плюс":

    Вы можете БЕСПЛАТНО отправить запрос

  • на полный текст этого документа
  • на покупку или демоверсию любой из вышеперечисленных систем "КонсультантПлюс" (в составе которой будет и этот нормативный документ)

Заполнить Форму запроса

 
·
Архив 2022
N 6



· Дополнительная информация о документе:
  • Официально опубликован:
    - На 16.02.2022 официально опубликован не был.
  • Вступление в силу:
    - Документ носит информационный характер.
  • Включен в системы Консультант Плюс:
    - 18.01.2022.
· В СПС "Консультант Плюс" (*) можно найти документ за 15-20 секунд. Для этого :
  • В "Карточке поиске" в поле "Номер" наберите 2-4-71-13-11, в поле "Дата" наберите 30.12.21 и нажмите ENTER
  • Откройте текст документа

· В СПС "Консультант Плюс" (*) легко найти всю дополнительную информацию по этому документу:
· Мы поможем Вам :
  • Научиться работать с правовыми системами

  • Выбрать и приобрести наиболее сбалансированный комплект СПС "Консультант Плюс"
· Звоните +7 926 926-24-28
(круглосуточно)




Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 2004-22 Pravinfo
Телефон: (495) 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"