Главная --> "Документ недели"
Документ недели. Текст документа предоставлен  Консультант Плюс. СПС КонультантПлюс - самые полные справочно-правовые системы

27.01.2021

При подготовке материала использовались
справочно-правовые системы "Консультант Плюс"

Распоряжение ДЖКХ г. Москвы от 14.01.2021 N 01-01-14-15/21 "Об утверждении временного регламента проведения работ по улучшению погодных условий в городе Москве"

     Определены основные требования к подготовке и организации экспериментальных работ по улучшению погодных условий в г. Москве методами активных воздействий на облачные образования.

   В целях обеспечения в период проведения официальных культурно-массовых мероприятий и др. благоприятных погодных условий и предотвращения выпадения осадков выполняются экспериментальные работы по активному воздействию на облачные образования с использованием десяти самолетов воздействия (во время проведения особо значимых культурно-массовых мероприятий допускается использование до двадцати самолетов воздействия в расширенной в радиусе до 400 км от г. Москвы зоне полетов) с продолжительностью полетов не менее 4 часов, имеющих практический потолок от 4000 м до 8000 м, полезную нагрузку не менее 5 тонн, оборудованных системами вторичной радиолокации, дополнительными кислородными системами, позволяющими выполнять сброс реагентов в условиях разгерметизации грузового отсека, с двойными экипажами, имеющими опыт выполнения работ по воздействию на облака. При активном воздействии на мощные конвективные облака (с верхней границей до 8 км) в летний период рекомендуется использовать самолеты, имеющие потолок более 9000 м и способные с помощью пиропатронов обеспечить засев мощных конвективных облаков и их скоплений. Место базирования самолетов - г. Москва, Московская область.

   Утратило силу распоряжение Департамента от 12.10.2018 N 01-01-14-246/18, утвердившее ранее действовавший регламент.

   Ниже - текст документа:

   Распоряжение ДЖКХ г. Москвы от 14.01.2021 N 01-01-14-15/21 "Об утверждении временного регламента проведения работ по улучшению погодных условий в городе Москве"

   В целях обеспечения выполнения работ по улучшению погодных условий в городе Москве:

   1. Утвердить временный регламент проведения работ по улучшению погодных условий в городе Москве (приложение).

   2. Признать утратившим силу распоряжение Департамента от 12.10.2018 N 01-01-14-246/18.

   3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента Островского В.В.

     Исполняющий обязанности руководителя И.Г. Полевой

   Приложение к распоряжению Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 14 января 2021 г. N 01-01-14-15/21

     ВРЕМЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

     1. Общие положения

     1.1. Настоящий регламент определяет основные требования к подготовке и организации экспериментальных работ по улучшению погодных условий в г. Москве методами активных воздействий на облачные образования.

   1.2. В целях обеспечения в период проведения официальных культурно-массовых мероприятий и др. благоприятных погодных условий и предотвращения выпадения осадков выполняются экспериментальные работы по активному воздействию (далее - АВ) на облачные образования с использованием десяти самолетов воздействия (во время проведения особо значимых культурно-массовых мероприятий допускается использование до двадцати самолетов воздействия в расширенной в радиусе до 400 км от г. Москвы зоне полетов) с продолжительностью полетов не менее 4 часов, имеющих практический потолок от 4000 м до 8000 м, полезную нагрузку не менее 5 тонн, оборудованных системами вторичной радиолокации, дополнительными кислородными системами, позволяющими выполнять сброс реагентов в условиях разгерметизации грузового отсека, с двойными экипажами, имеющими опыт выполнения работ по воздействию на облака. При активном воздействии на мощные конвективные облака (с верхней границей до 8 км) в летний период рекомендуется использовать самолеты, имеющие потолок более 9000 м и способные с помощью пиропатронов обеспечить засев мощных конвективных облаков и их скоплений. Место базирования самолетов - г. Москва, Московская область. Самолеты воздействия оснащаются средствами внесения реагентов в облака, приборами и оборудованием для измерения навигационных характеристик полета, основных термодинамических параметров атмосферы, оптических и микрофизических характеристик облаков, радиолокационных и радиометрических параметров облачности, а также бортовыми комплектами системы приема-передачи данных по радиоканалу "Земля-Борт-Земля" (далее - системы диспетчеризации) на специально выделяемых для этих работ частотах авиационного диапазона и системами видеорегистрации.

   1.3. Используемые реагенты для выполнения работ должны соответствовать Временным методическим указаниям в области активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы (регулирование осадков), утвержденным приказом Росгидромета от 03.12.2020 N 532.

     2. Организационно-технические мероприятия по подготовке к проведению работ по улучшению погодных условий

     2.1. В подготовительный период не менее чем за 30 суток до начала проведения работ необходимо:

   - организовать получение разрешения Росавиации на выполнение внетрассовых полетов в московской воздушной зоне;

   - в случае необходимости в рамках своей компетенции принять меры для получения распоряжения Генерального штаба Вооруженных Сил РФ на выделение необходимого количества самолетов;

   - разработать и согласовать с органами по организации воздушного движения (филиал "МЦ АУВД", ФГУП "Госкорпорации по ОрВД") Временную инструкцию по организации и производству полетов для улучшения погодных условий, регулирования осадков в московской воздушной зоне;

   - получить разрешение Министерства обороны России на выделение радиочастот для организации связи воздушных судов с Оперативным центром управления авиационными работами (далее - ОЦ) и для организации канала приема-передачи метеорологической информации в автоматическом режиме;

   - получить разрешение органов государственного надзора за АВ на гидрометеорологические процессы Росгидромета на выполнение экспериментальных работ по метеорологической защите города Москвы.

   2.2. Не менее чем за 10 суток до начала проведения работ:

   - приобрести необходимое количество гранулированной углекислоты, жидкого азота, грубодисперсных и гигроскопических порошков, пиропатронов с йодистым серебром;

   - иметь в наличии необходимое количество исправных самолетных азотных генераторов, автоматических дозаторов углекислоты, систем автоматического отстрела пиропатронов, бортовых комплектов системы диспетчеризации и систем видеорегистрации в соответствии с планируемым временем проведения работ по улучшению погодных условий и количеством задействованных самолетов, а также техническую документацию на перечисленное оборудование;

   - заключить договоры на аэродромное и аэронавигационное обслуживание, снабжение горюче-смазочными материалами, размещение научных экипажей и групп наземного и летного обеспечения, организовать питание участвующих в работах специалистов, а летных и научных экипажей бортовым питанием по существующим нормам согласно приказу Министерства транспорта РФ N 122 от 30 сентября 2002 г.;

   - развернуть ОЦ управления авиационными работами, оборудованный современными средствами радиосвязи, наземным комплектом системы диспетчеризации и высокоскоростным доступом к сети Интернет;

   - обеспечить работы радиолокационной, аэрологической и другой метеорологической информацией;

   - разработать и представить график поставки реагентов к месту базирования самолетов.

   2.3. Не позднее чем за 1 сутки до начала проведения работ:

   - застраховать воздушные суда и членов летных и научных экипажей, а также специалистов, участвующих в работах, на период их проведения;

   - установить на самолетах согласно технической документации оборудование спутниковой навигационной системы (GPS/ГЛОНАСС) бортовых комплектов системы диспетчеризации, автоматические дозаторы углекислоты, самолетные азотные генераторы, устройства для автоматического отстрела пиропатронов с йодистым серебром, системы видеорегистрации для контроля раскрытия упаковок с грубодисперсными порошками, подготовить и разместить упаковки с грубодисперсными порошками;

   - на не менее чем одном самолете воздействия должен быть установлен измерительно-вычислительный комплекс, объединенный с бортовым комплексом системы диспетчеризации, позволяющий измерять, рассчитывать и документировать на электронных носителях основные метеорологические параметры атмосферы и облаков (температуры, влажности воздуха, водности облаков и т.д.), пилотажно-навигационные характеристики полета (высоту, скорость и траекторию полета самолета и др.) с последующим их отображением на экране монитора в режиме реального времени, скорости и направления ветра (при наличии на самолете доплеровского измерителя скорости и угла сноса);

   - провести предполетную подготовку и подготовку флайт-планов на каждый вылет самолетов;

   - для проверки надежности раскрытия упаковок с грубодисперсным порошком, а также работоспособности системы диспетчеризации и аппаратуры ИВК до начала авиаработ произвести контрольный облет.

   2.4. Не менее чем за 2 часа до начала проведения авиационных работ произвести загрузку в самолеты гранулированной углекислоты.

   2.5. Обеспечить доступ уполномоченных представителей Заказчика к документам, материалам и оборудованию Исполнителя во время подготовки и проведения работ по метеозащите в целях контроля качества и объемов выполняемых работ.

     3. Организация, планирование и проведение работ по активному воздействию на облачные образования

     3.1. Для получения метеорологической информации, необходимой при прогнозировании рабочей ситуации, принятия решения о возможности и целесообразности воздействия, выработки команды на воздействие и ее корректировки в процессе воздействия, при оперативном контроле эффекта воздействия, а также при оценке результатов воздействия используются данные информационно-измерительной системы (ИИС), блок-схема которой представлена в приложении N 1 к настоящему регламенту.

   В состав ИИС входят:

   - самолетные средства для визуального и инструментального определения характеристик атмосферы и облаков;

   - наземный радиолокационный комплекс на базе радиолокаторов МРЛ с системой цифровой обработки информации;

   - осадкомерная сеть, предназначенная для калибровки радиолокационного комплекса;

   - сеть метеостанций, равномерно расположенных по территории района работ;

   - пункты радиозондирования атмосферы;

   - технические средства связи, необходимые для оперативного обмена информацией между самолетом (самолетами) и ОЦ;

   - аппаратура для приема синоптической и спутниковой информации, а также средства оргтехники, необходимые для отображения и документирования информации и решений на воздействия.

   Для повышения эффективности управления летными работами в ОЦ устанавливается наземный комплект оборудования системы диспетчеризации. Использование системы диспетчеризации позволяет:

   - определять местоположение самолетов воздействия и вида проводимых АВ на облака и отображать эту информацию на фоне электронной карты местности;

   - передавать карты радиолокационной отражаемости полей облачности и осадков на борта самолетов воздействия.

   3.2. Для решения этих задач развернуть ОЦ, в котором предусмотреть оперативное получение спутниковой метеорологической информации, данных радиозондирования, метеорологической радиолокационной информации, а также обеспечить устойчивую телефонную связь с органами Управления воздушным движением (УВД) в Московском регионе, аэропортами базирования самолетов и УКВ-радиосвязь с самолетами на выделенной частоте.

   3.3. ОЦ предназначен для оперативного управления авиаработами по метеозащите, а именно: сбор и анализ синоптической, аэрологической, спутниковой и радиометеорологической информации, данных самолетного зондирования атмосферы и облаков, докладов о готовности самолетов и всех служб обеспечения работ. В задачи ОЦ также входят:

   - подготовка решений о проведении воздействий, выбор районов работ, высот полетов, видов и норм расхода реагентов;

   - постановка задач экипажам самолетов;

   - оперативная телефонная и радиосвязь с руководителями летной и наземной групп, руководителями воздействий, экипажами самолетов и с представителями в Филиале Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (далее - МЗЦ АУВД);

   - контроль выполнения экипажами режимов воздействия и заданных параметров полета, обслуживание наземного оборудования системы диспетчеризации;

   - ведение необходимой документации, передача оперативной информации руководству Правительства Москвы, в Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и ГКУ "Экспертавтодор".

   Состав специалистов, привлекаемых для работы в ОЦ, не должен превышать 5 человек (при работе в одну смену) и не более 12 человек (при работе в 3 смены), исключая представителей в филиале МЦ АУВД. Часть специалистов привлекается к разработке Временной инструкции по организации и производству полетов по улучшению погодных условий в г. Москве. При этом руководящий состав привлекается на все время выполнения работ по договору. ОЦ приступает к круглосуточному дежурству за 24 часа до начала выполнения полетов. После окончания полетов специалисты продолжают работу в ОЦ (для подготовки оперативной информации в течение 11-12 часов). Кроме того, сотрудники ОЦ задействуются в работах в дни облета самолетов (время облета не более 2 летных часов).

   3.4. Группа летного обеспечения предназначена для участия в полетах в составе экипажей самолетов в качестве бортовых операторов. Численность группы составляет до 3 чел. на один самолет воздействия.

   3.5. Группа наземного обеспечения предназначена для выполнения на аэродроме работ по установке на самолетах азотных генераторов, автоматических дозаторов углекислоты, оперативной загрузке самолетов гранулированной углекислотой и упаковками с порошкообразными и гигроскопическими реагентами перед вылетом, организации дозаправки самолетов кислородом и ГСМ, доставки пиротехнических изделий со склада к месту их зарядки. Часть сотрудников данной группы принимает участие в подготовке специального оборудования для отправки на аэродром, проведении его наземных проверок, монтаже специального оборудования на борта воздушных судов. Численность группы определяется исходя из условия, что для обслуживания одного самолета воздействия требуется не более 3 человек при работе в одну смену.

   3.6. В блок-схеме, представленной в приложении N 2 к настоящему регламенту, приведен перечень мероприятий, выполняемых в процессе проведения экспериментальных работ по воздействию на облачные образования. Прогноз условий, благоприятных для воздействий, включает в себя: прогноз синоптического положения (перемещения и эволюции барических образований, фронтов, облачных систем) и прогноз развития облаков.

   3.7. Количество самолетов и сроки вылетов определяются ожидаемой продолжительностью их пребывания над районом работ облаков. Решение о проведении работ принимается на основании прогноза погоды, анализа текущей синоптической обстановки и сведений о фактической погоде в районе работ.

   3.8. Численность экипажа самолета определяется штатным расписанием авиапредприятия, а также эксплуатантом воздушного судна (далее - ВС) и зависит от типа, применяемого ВС.

   3.9. Порядок и методы проведения работ по АВ на облака должны проводиться в соответствии с руководящим документом - Временные методические указания в области активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы (регулирование осадков), утвержденным приказом Росгидромета от 03.12.2020 N 532.

     4. Контроль состояния атмосферы, облаков, осадков и результатов воздействий

     4.1. При проведении воздействий с целью подавления развития конвективной облачности эффект воздействия считается положительным в следующих случаях:

   - облако начинает оседать или растекаться, а затем процесс его развития прекращается;

   - облако теряет четкие очертания, приобретает волокнистую структуру и уменьшает свою плотность. Одновременно облако распадается на части или существенно уменьшается его мощность за счет оседания вершины, испарения нижней части или того и другого одновременно;

   - облако полностью разрушается (диссипирует).

   4.2. Контроль за процессом разрушения обрабатываемых облаков производится с помощью визуальных наблюдений, измерений их радиолокационных характеристик. Результаты радиолокационных наблюдений оказываются основными при регистрации эффекта воздействия в 1 и 2 из перечисленных выше случаев, когда по визуальным наблюдениям облако может почти не изменить своей конфигурации и геометрических размеров, однако в нем существенно уменьшаются (в два - три раза) размеры и уровни интенсивности зон радиолокационной отражаемости.

   4.3. Для контроля результатов воздействий, проведения измерений и регистрации данных при проведении работ используются автоматизированные метеорологические комплексы сбора, обработки и представления информации типа МРЛ-5 и ДМРЛ-С, которые осуществляют определение координат геометрических размеров радиоэхо облаков, регистрацию измерений радиолокационных параметров, получение количественной информации о характеристиках зон осадков и осадков из облаков.

     5. Подготовка технического отчета и демонтаж оборудования

     5.1. После завершения летных работ необходимо произвести демонтаж метеорологического оборудования и средств воздействия с самолетов, оборудования ОЦ.

   5.2. Произвести списание не использованных в работах по метеозащите реагентов, не подлежащих дальнейшему хранению, передачу неиспользованного цемента в организации, определенные Заказчиком.

   5.3. Научно-технический отчет о выполнении работ по улучшению погодных условий должен содержать подробный анализ аэросиноптической ситуации, на основании которой осуществлялись работы, обоснование количества и времени работы самолетов, применения реагентов с использованием графических, табличных и других материалов.

     Список использованных нормативных документов

     1. Воздушный кодекс Российской Федерации.

   2. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации".

  

   3. Постановление Правительства РФ от 15.07.2008 N 530 "Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации".

   4. Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации. Утверждены приказом Министерства обороны РФ от 24.09.2004 N 275.

   5. Федеральные авиационные правила инженерно-авиационного обеспечения. Утверждены приказом Министерства обороны РФ от 09.09.2004 N 044.

   6. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (вместе с Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации).

   7. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30.09.2002 N 122 "О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов".

   8. Временные методические указания в области активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы (регулирование осадков), утвержденные приказом Росгидромета от 03.12.2020 N 532.

   9. Решение Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации от 30.07.2001 "Об утверждении Положения о порядке выделения полос радиочастот в Российской Федерации для радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств" (протокол N 11/1).

   10. Решение Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации от 19.08.2002 "Об утверждении Положения о порядке присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов в Российской Федерации" (протокол N 20/2).

     

  



   Полный текст документа можно найти в следующих справочно-правовых системах "Консультант Плюс":

    Вы можете БЕСПЛАТНО отправить запрос

  • на полный текст этого документа
  • на покупку или демоверсию любой из вышеперечисленных систем "КонсультантПлюс" (в составе которой будет и этот нормативный документ)

Заполнить Форму запроса

 
·
Архив 2021
N 4



· Дополнительная информация о документе:
  • Официально опубликован:
    - На 27.01.2021 - официально опубликован не был.
  • Вступление в силу:
    - 14.01.2021
  • Включен в системы Консультант Плюс:
    - 27.01.2021
· В СПС "Консультант Плюс" (*) можно найти документ за 15-20 секунд. Для этого :
  • В "Карточке поиска" в поле "Номер" наберите 01-01-14-15/21, в поле "Дата" - 14.01.21 и нажмите ENTER
  • Откройте текст документа

· В СПС "Консультант Плюс" (*) легко найти всю дополнительную информацию по этому документу:
· Мы поможем Вам :
  • Научиться работать с правовыми системами

  • Выбрать и приобрести наиболее сбалансированный комплект СПС "Консультант Плюс"
· Звоните +7 926 926-24-28
(круглосуточно)




Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 2004-21 Pravinfo
Телефон: (495) 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"